Далай Лама XIV Тэнзин Гьяцо — является духовным лидером тибетского народа и буддистов-ламаистов во всех странах (Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии, и др.) Лауреат Нобелевской премии мира (1989).
Родился 6 июля 1935 года (год Дерева Свиньи согласно тибетскому календарю) в маленькой деревне под названием Такцэр в районе Докхам на северо-востоке Тибета.
Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (ее имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг) были простыми крестьянами. При рождении ему было дано имя Лхамо Дхондруп.
В 1909 г. Далай Лама XIII во время паломничества по местам, связанным с Чжэ Цзонхавой, посетил деревню Такцэр. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться туда вновь.
В 1937 г. в деревню Такцэр пришла специальная группа лам, искавшая новое перерождение Далай Ламы.
После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: "Это моё, это моё!") двухлетний Лхамо Дхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника.
Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V, так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.
Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибета. После ввода китайских войск в Тибет (в 1949-1950 годах) он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями.
После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. Большую помощь в организации побега Далай Ламы, оказали спецслужбы США, в частности ЦРУ.
С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании. Создав новое тибетское правительство в изгнании, Далай-лама видел первоочередную задачу в выживании тибетцев в изгнании и спасении их культуры.
Для этой цели были основаны поселения тибетских беженцев, основным занятием стало сельское хозяйство.
Экономическое развитие и создание системы образования способствовало воспитанию нового поколения тибетцев, хорошо знающих свой язык, историю, религию и культуру.
В 1963 Далай-лама провозгласил демократическую конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека, для свободного Тибета. Сегодня тибетский парламент формируется на основе выборов.
Далай-лама постоянно подчёркивает необходимость демократизации тибетской администрации и неоднократно заявлял, что после разрешения тибетского вопроса он не будет занимать какого бы то ни было политического поста.
Решение норвежского Нобелевского комитета присудить Премию мира Далай-ламе вызвало одобрение всего мирового сообщества (за исключением Китая).
Среди многочисленных премий и наград, присужденных Далай-ламе за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека:
филиппинская премия Магсейсея (известная как "Нобелевская премия Азии");
гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США);
премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия);
"Премия памяти" (фонд Даниэля Миттерана, Франция);
"Награда за лидерство в области миротворческой деятельности" (фонд "Ядерного век", США);
награда "За мир и объединение" (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия);
Первая премия Фонда Сарториуса (Германия).