Верещагин Василий Васильевич — русский живописец-баталист.
Годы жизни: 14(26). 10.1842, Череповец, ныне Вологодской обл.,— 31.3(13.4). 1904, Порт-Артур. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск".
Военное образование получил в Морском кадетском корпусе (1853—1860).
Учился в Академии художеств (1860—1863), но оставил её, т. к. был противником академического искусства с его условностью и идеализацией изображаемого.
Некоторое время (1864—1865) занимался в Париже в мастерской Ж.Л. Жерома.
Много путешествовал. Побывал на Кавказе, Дунае, в Крыму, Средней Азии, странах Западной Европы, в Сирии, Палестине, Индии, Японии, США.
Участвовал в боевых действиях русских войск в Туркестане (1867—1870), в русско-турецкой (1877—1878) а русско-японской (1904—1905) войнах.
Под впечатлением увиденного и пережитого писал жанрово-этнографические картины, пейзажи, портреты.
Всемирную славу снискал своими батально-историческими полотнами, в которых с необыкновенной глубиной и драматизмом изображал войну, несущую неисчислимые страдания народам, обличал варварские военные обычаи и религиозный фанатизм ("После удачи (Победители)" — 1868; "Апофеоз войны" — 1871 — 72; "Торжествуют" — 1872; "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной" — 1881).
Выступал против завоевательных колон, войн ("Подавление индийского восстания англичанами" — ок. 1884).
В то же время Верещагин с чувством патриотической гордости показывал подвиги русских солдат в войне за освобождение балканских народов от турецкого ига (триптих "На Шипке всё спокойно!" — 1878—79 и др.), высокий нравственный дух народа, сражающегося с иноземными захватчиками (серия на тему Отечеств, войны 1812 (1887 — 1904)).
Художник впервые в батальной живописи показал солдата как гл. силу на войне. Горячий поборник мира, Верещагин, однако, не понимал истинной социальной природы войны и боролся с нею с позиций пацифизма.
Творчество Верещагина, проникнутое демократическими идеями, глубоко реалистическое, сочетавшее Документальную точность изображения с яркостью и выразительностью живописных решений, пользовалось огромной популярностью в передовых кругах России и др. стран и вызывало яростные нападки реакционеров.
Произведения Верещагина хранятся во многих советских музеях и зарубежных коллекциях.