Бурное нашествие айкидо в Россию началось где-то в конце 80-х годов XX века.
Айкидо явилось как бы второй волной, вторым дыханием интереса к восточным единоборствам, бум которых стал немного спадать, главными двигателями которых были, конечно же, карате и ушу (кунфу), дисциплины, вдохновляющие адептов после фильмов Брюса ли, Джеки Чана и прочих китайских боевиков.
Поскольку общество уже было подготовлено в целом к специфике восприятия восточных боевых искусств, то приход и распространение айкидо можно сказать протекал в более цивилизованном и приемлемом виде.
Однако в силу неоднозначности этой дисциплины, ее сложности и противоречивости отношение к айкидо вначале было довольно-таки сдержанным и настороженным.
Все изменилось, когда в массы пришло видео, несущее образ смертоносного и непоколебимого Стивена Сигала. Его фильмы были ключевыми в массовой популяризации и развитии айкидо.
С массовым приходом в каждый дом Стивена Сигала, пошла одновременно кое-какая профессиональная литература и учебное видео, стали приезжать мастера на семинары и присваивать первые даны и регалии.
Увлечение айкидо попало в первую категорию. Люди занимались по 6 раз в неделю, в промежутках, изучая учебное видео и печатный материал. На семинарах, приезжающие даны-айкидоки были равны богам.
Подобную картину можно было наблюдать в течение лет, наверно 3-5. Новой краеугольной точкой развития стало появление боев без правил и триумфальное восшествие джиу-джитсу.
На более поздней стадии развития айкидо в России начали сказываться такие негативные факторы, как влияние айкидо не в качестве духовной или спортивной системы развития человека, а как института, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Отличающиеся друг от друга программы сдачи на экзамены, неприятие различных федераций и течений мирового айкидо друг друга, коммерческая борьба за регионы и учеников, раздача поясов в качестве бонусов и прочее, что ведет к деградации вида и появлению множества людей от коммерции.
Есть, конечно же, и положительные стороны. Образовались федерации, обозначились нормативы, проводятся фестивали и съезды, короче, все окультурилось и приняло цивилизованный и причесанный вид, картинка полностью прояснилась.
Почти точно также прояснилась и картинка насчет целенаправленности и возможностей дисциплины под названием айкидо.
Для большинства практикующих, да и просто интересующихся стало понятно, что айкидо следует трактовать в неком делении на составляющие и ни в коем случае не воспринимать, как эффективную боевую систему.
Безусловно, айкидо цельная, гармоничная система для развития в человеке ряда положительных и необходимых для жизни в обществе качеств. Но в том, что касается боевой направленности - айкидо потерпело полный крах.
Существование и демонстрации так называемых жёстких стилей Айкидо, как Ёсинкан айкидо или Реального айкидо Врачеревича не сильно меняют дело. Айкидо – это путь духовного развития, способ общения, оздоровления, массовая дисциплина, которой могут заниматься все от мала до старика, но ни в коем случае не боевое искусство, эффективное в применении.