Обнаружив, что все эти техники чересчур воинственны, он задумал уникальную, чисто "оборонительную" систему. Она сочетала в себе решительный настрой, знание анатомии и быстроту реакции при выполнении оборонительных движений против одного или нескольких нападающих.
В отличие от дзю-дзюцу, в системе Уэсибы не приняты методы "рукопашного боя" - наоборот, целью является избежать близкого контакта с потенциальным нападающим.
Из техник старых дзюцу Уэсиба взял только быстроту и точность движений и решительность ума (кимэ). По его мнению, только эти техники подходили для эффективной самозащиты (нагэ) от вооруженного или невооруженного нападения.
Данные техники позволяют свести к нулю силы нападающего, но не за счет приложения своей собственной силы, а за счет искусного применения ускользания, особых движений тела (таи-саба- ки) и контрприемов, обращающих силу противника (укэ) против него самого.
Уэсиба хотел создать искусство самозащиты, которое было бы не только эффективным и мирным, но и типично японским (в те времена японский национализм был на подъеме и всем иностранным влияниям давался отпор), свободным от китайских техник.
Уэсиба был глубоко религиозным человеком и хотел, чтобы его техники вдохновлялись чувством гармонии и любви ко всем людям. Сам он определял свое искусство как "путь любви к человечеству".
Своей жизнью основатель айкидо воплотил идеал древних японских мастеров меча: "Куацу дзин кэн", то есть, "возвращение людей к жизни посредством меча", или способность "заставить человека понять сухость его истинной природы, отрезав все, что в нем есть плохого".
Для Уэсибы плохим было все, что противоречило понятию ай: ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать себя и других, тщеславие. Меч, в котором нет нужды в мирное время, по его мнению, следовало заменить "мечом ума" - столь же эффективным, но не таким смертоносным.
В айкидо он подчеркивал важность достижения гармонии между дыханием (ки) и телом (таи) в сочетании с природой, но в равной степени он делал упор и на гармонию между умом (син) и нравственностью (ри). Всё это и было для него сущностью ”до”, то есть пути самосовершенствования.
Согласно Уэсибе, только тот, кто полностью материализовал в себе это интуитивное восприятие гармонии всего во вселенной и отмечен чистой любовью ко всем созданиям, может войти в высшее состояние "за пределами страха, лености и гордыни и стать поистине свободным".
Основатель мечтал о том, чтобы айкидо стало школой самосовершенствования, новой религией, основанной на знании тела и ума, в которой ритуалы были бы заменены "смягчением" первого и очищением второго.
Ведь только ум, свободный от материальных желаний, находящийся в совершенном покое, способен предвидеть движения противника и достигать непрерывного состояния интуиции и бдительности (сэн-но сэн).
Все упражнения айкидо должны давать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости и гармонии с окружающим миром.
Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа Хара (или Тандэн).
Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого в вашем Хара.