В число основателей SPR входили такие известные ученые, как физик сэр Уильям Барретт. Между 1901 и 1903 годами президентом SPR был сэр Оливер Лодж, один из первых исследователей в области радио и телевидения. Такие серьезные ученые привнесли в работу SPR строгий академический дух. В результате многие спириты вскоре покинули общество, посчитав, что интенсивные экспериментальные проверки ставят под сомнение их честность.
Нередко медиума приковывали наручниками, привязывали к стулу, а затем просили провести сеанс перед членами SPR. Когда миссис Пайпер на несколько месяцев пригласили в Англию для проведения тестов, то, несмотря на постоянный контроль за ней со стороны членов SPR и невозможность уединиться, она проявила такие поразительные способности, что в ее даре медиума было невозможно усомниться.
SPR опубликовало позитивные выводы после проведения тестов с такими медиумами и выразило надежду, что это может явиться научным доказательством существования жизни после смерти. Но этого не произошло.
Большинство ученых заняло критическую позицию, отказавшись даже изучать данные. Их типичный аргумент состоял в том, что такая идея противоречит материалистическому мировоззрению нашей эпохи, поэтому, что бы ни доказывали материалы, полученные SPR, не имеет смысла проверять ложные сведения. В целом такое отношение к этой проблеме сохраняется по сей день.
Хотя было собрано множество свидетельских показаний участников спиритических сеансов, ничего нового к имеющимся доказательствам они не добавили. Стандартная схема спиритического сеанса выглядела следующим образом.
Медиум обычно заявлял, что вызвал дух какого-нибудь ”дядюшки Фреда”. Кто-либо из участников сеанса тут же вспоминал, что был лично знаком с таким дядюшкой. Затем дух Фреда сообщал, что он похож на бутон розы, и, когда участник сеанса заставлял ”розочку” распуститься, все расходились, убежденные в том, что пообщались с душой покойного ”дядюшки Фреда”.
К сожалению, туманный, субъективный характер подобных посланий не представлял никакой научной ценности. Даже в тех случаях, когда кажется, что получена достоверная информация, сомнения все же остаются. Сын Лоджа Раймонд, погибший во время Первой мировой войны, явился своему состарившемуся отцу, чтобы сообщить важные для него факты. Но они носили настолько личный характер, что не могли представлять ценности для исследователей.
Некоторые ученые из SPR допускают, что может существовать и другая гипотеза: медиум вовсе не вступает в связь с духом умершего, а просто, обладая телепатическими способностями, получает информацию от участника спиритического сеанса. Он улавливает мысли или фантазии об усопшем родственнике и пересказывает их вслух, выдавая за «послание» из загробной жизни, потустороннего мира. Эти послания казались фрагментарными и малопонятными. Когда через много лет сотрудники SPR собрали эти послания воедино, они соединились, как части сложной мозаики, и обрели смысл.
Полученный текст казался настоящим творением потустороннего разума, пытающегося доказать существование жизни после смерти. Эти дополняющие друг друга послания имели сложную литературную форму, и после литературоведческого анализа было установлено, что, судя по стилю, они принадлежат Ф. У. Майеру, специалисту по классической филологии из Кембриджа. Он был связан с SPR с первых дней его образования и умер как раз накануне появления посланий.
Разочаровывает тот факт, что с тех пор не было зафиксировано ни одного случая подобного уровня, хотя изучение спиритизма до сих пор продолжается. Правда, SPR в настоящее время уделяет больше внимания таким паранормальным явлениям, как телепатия и предсказание будущего. С ростом внимания средств массовой информации и вопреки строгому академическому стилю SPR, медиумы стали частыми гостями на эстраде и телевидении.
В 1981 году среди членов SPR наметился раскол. Многие считали, что общество нуждается в большей открытости (обычный метод исследования в SPR состоял в использовании генераторов случайных чисел для тестирования лиц ”ad infinitum”, а случайные происшествия в реальном мире не рассматривались).
В результате раскола образовалась организация, назвавшаяся ASSAP (Ассоциация научных исследований аномальных явлений), чьей целью стали исследования, которые SPR считает ненаучными. Но тем не менее ASSAP продолжает работать в академическом стиле, присущем SPR.