Родители будущего музыканта были персидского происхождения и зороастрийского вероисповедания. Фредди прожил на Занзибаре до 1954 года, после чего его направили в школу Святого Петра в 500 милях от Бомбея, где он обучался до шестнадцати лет.
Революция 1964 года на Занзибаре вынудила семью Бульсара перебраться в мирную Великобританию, где Фредди, поступив на подготовительное художественное отделение политехнического колледжа "Айлуорт", был вынужден подрабатывать, чтобы поступить на художественный факультет.
В сентябре 1966 года он поступил в колледж искусств "Илинг", по окончании которого (в 1969 году) получил степень бакалавра изобразительных искусств и дизайна.
"Художественный колледж учит лучше чувствовать моду, на один шаг опережать ее", — позднее вспоминал он.
Как и многие студенты-художники того времени, Фредди был заинтригован возможностями поп-музыки. В это время он безоглядно знакомился и сотрудничал с группами в поисках своей музыкальной ниши.
В 1969 он увлекся группой "Smile" ("Улыбка"), организованной студентом художественного колледжа Тимом Стаффеллом, приятелем Фредди.
В то время Фредди успел дать несколько концертов в составе ливерпульской группы "Ibex" ("Козерог"), которая нуждалась в вокалисте, выступал также с группами "Sour Milk Sea" ("Море кислого молока") и "Wreckage" ("Обломки").
Творческие скитания Фредди продолжались около полугода, группы не добились никакого успеха, впоследствии распались. Однако это был своего рода полигон, на котором он оттачивал свой сценический образ.
Особых доходов тоже не было — лишь несколько заказов по дизайну. В письме другу, датированном октябрем 1969 года (в июле 1993 года оно было выставлено на аукцион "Сотби"), Фредди писал: "Работаю в универмаге "Хэрродз", чтобы хватало на жизнь..."
В это Фредди снимал дом в районе Барнс, где он жил с ребятами из группы "Smile" и несколькими другими студентами. Большинство концертов, о которых могла договориться группа "Ibex", намечалось в городах на севере Англии, и команда решила переселиться для удобства в Ливерпуль.
Фредди переезжал с неохотой, а уже спустя месяц вернулся в Лондон, так как север ему показался мрачным.
В апреле 1970 года после ухода из Smile Тима Стаффелла Фредди стал вокалистом группы. Он поменял название группы на Queen, а свою фамилию — на Меркьюри. Дальнейшая биография Фредди Меркьюри тесно переплетается с биографией группы "Queen".
"Много лет назад я задумал название "Queen", — впоследствии рассказывал Меркьюри. — Это всего лишь название, но очевидно, что оно царственно и звучит великолепно...
Это сильное название, универсальное и мгновенно запоминающееся. Оно несет в себе громадный визуальный потенциал и массу толкований. Конечно, я вполне осознавал ассоциации с "голубизной", но ведь это лишь одна из его граней".
Однажды Фредди Меркьюри так вкратце описал суть привлекательности "Queen"; "Мне нравится, что после концерта Queen публика расходится, испытывая чувство переполненности зрелищем, приятного времяпрепровождения.
Думаю, что песни "Queen" — это чистейший эскейпизм (уход от реальности), подобный просмотру хорошего фильма; после сеанса зрители расходятся и говорят: "Как было здорово", — а потом возвращаются к своим проблемам.
Я не стремлюсь изменить мир с помощью нашей музыки. В наших песнях нет скрытого смысла, за исключением некоторых песен Брайана. Мне нравится сочинять песни для развлечения, для потребления в современном духе".
В 1973 году вышел первый альбом группы, который не имел успеха ни у слушателей, ни у критиков, но благодаря которому музыканты получили приглашение на гастроли в Соединенные Штаты в качестве "разогревающей" группы перед концертами "Mott The Hoople".
Следующий альбом (1974) содержал их первый хит-сингл "Seven Seas Of Rhye". В альбоме "Cheer Heart Attack" был успешный сингл "Killer Queen".
Сингл "Богемская рапсодия", сочетающий хард-рок, почти классическую музыку и предельную экспрессивную чувственность, вознес Queen на вершину музыкального Олимпа и стал "эпическим китчем" в истории музыки ХХ века.
Новаторское введение видео, которое сопровождало сингл, было одним из первых рок-видеоклипов и помогло внедрить в музыкальную индустрию видеоизображение для сопровождения синглов.
В 1975 году Queen гастролировали в Японии. Их хиты продолжили "You're My Best Friend" (1975) и "Somebody To Love" из альбома "A Day At The Races" (1976). Затем вышли альбомы "News Of the World" (1977) с хард-рок-гимном "We Are the Champions", "Jazz" (1978), "The Game" (1980).
7 октября 1979 года сбылась давняя мечта Фредди — он выступил с Королевским балетом. Он выбрал "Bohemian Rhapsody" и "Crazy Little Thing Called Love". Мелодию исполнял оркестр, а Фредди пел вживую. Выступление началось с "Bohemian Rhapsody" и имело огромный успех у любителей балета.
В начале 80-х годов в творчестве группы наметилась новая веха. "Queen" была первой рок-группой, которую пригласили озвучивать большой художественный фильм. Они написали музыку для фильма "Флэш гордон" (1980).
В эти году популярность группы шла на спад. В конце 1982 года "Queen" единодушно решили, что им нужно сделать перерыв и отдохнуть друг от друга. Они объявили, что в 1983 году гастролей не будет.
13 июля 1985 года Фредди и "Queen" собрали на своем концерте Live Aid, грандиозном, ставшем историческим шоу на стадионе "Уэмбли", 72 тысячи зрителей.
В начале 1987 года, когда у "Queen" снова наступила фаза затишья, Фредди занимался сольной работой в студии Таунхаус. Конец 80-х годов отмечен для Фредди продуктивным творческим союзом с испанской оперной певицей Монсеррат Кабалье.
В начале апреля 1987 года началась их работа над совместным альбомом. В конце мая в знаменитом Ку-Клабе на острове Ибица состоялся грандиозный фестиваль. Фредди был на нем почетным гостем и вместе с Монсеррат Кабалье выступил на закрытии фестиваля. Они исполнили песню "Barcelona", которую Фредди посвятил родному городу Монсеррат.
8 октября 1988 года Фредди и Монсеррат выступили еще на одном грандиозном фестивале — La Nit в Барселоне. Они исполнили 3 песни: "How Can I Go On", "The Golden Boy" и "Barcelona".
Это было последнее появление Фредди перед публикой. К тому времени он был уже тяжело болен СПИДом. Вопреки всему он продолжал писать песни, делать записи и сниматься в видеоклипах.
23 ноября 1991 года Фредди сделал официальное заявление, подтверждающее роковой диагноз: "Я считал правильным держать эту информацию при себе до определенного момента, чтобы защитить личную жизнь окружающих меня людей, — сказал он.
— Однако наступило знать правду моим друзьям и поклонникам по всему миру, и я надеюсь, что все поддержат меня, моих врачей и всех страдающих в мире в борьбе против этого ужасного заболевания".
"Queen" все-таки изменили мир, хотя бы тем, что каждым своим хитом на три минуты (а в случае с "Богемской рапсодией" — на целых шесть) наполняли светом нашу жизнь; не правда ли, результат выше среднего? Более того, группе удалось блистать в течение двух десятилетий, а это уже талант.
Без сомнения, одним из поворотных моментов в карьере Queen стало их выступление на грандиозном "Лайв Эмд", когда музыканты выплеснули безостановочную двадцатиминутную обойму своих шедевров и миллионы зрителей вдруг осознали, насколько хороша эта группа.
Вскоре после этого концерта альбом "Queen" "Лучшие хиты" вышел на четвертое место в списке самых популярных альбомов всех времен и народов. Группу вел за собой один из ярчайших лидеров рока — Фредди Меркьюри.
Он настолько яркий, что затмевал многих, хотели они этого или нет, и был шоуменом до мозга костей, его искрометный запал был неистовым... до смеха. И не случайно: ведь именно этого он и добивался, а чувство юмора Меркьюри едва ли не превосходило его голос.
Королевское название для группы Фредди выбрал намеренно, однако если вся его мишурная помпезность зачастую смотрелась просто абсурдно, он, как правило, первым признавал это; несомненно и то, что он постоянно посмеивался над собой.
"Я люблю поиздеваться над собой — сказал он однажды. — Не носил бы я этих одеяний, будь я серьезным человеком. Я и держусь-то в этой жизни только потому, что люблю над собой посмеяться".
Вот качество, которое мы ищем в своих друзьях (и в себе, если не совсем оглупели), вот бесспорная причина успеха "Queen".
Однако Фредди был более грандиозен, чем сама жизнь, таковыми же были и его амбиции: он хотел, чтобы "Queen" была величайшей группой всех времен, поэтому он постоянно увлекал свою команду на завоевание "новых земель", навстречу новым испытаниям.
Однако существовала и теневая сторона безудержности Фредди; однажды он признался: "Излишества — часть моего существа. Скука — это болезнь. Я не могу жить без риска и напряжения".
Фредди Меркьюри умер от возникшей вследствие СПИДа бронхиальной пневмонии в 7 часов вечера 24 ноября 1991 года в своем кенсингтонском доме в Лондоне.
Однако мы с точностью не можем утверждать, что причиной его смерти явились "излишества", присущие стилю его жизни; нам неизвестно, когда именно Фредди стал ВИЧ-инфицированным, а также, каким путем произошло заражение — половым или неполовым.
Это уже неважно. Он умер, а смерть больного СПИДом — не самая легкая. Медленное, мучительное угасание, — все те, кто хотя бы на секунду соприкоснулись в реальной жизни с жертвами этого заболевания, сразу прекращают резко осуждать чью-либо сексуальную ориентацию.
После его смерти наиболее безжалостные британские бульварные газеты принялись было раздувать скандальные обстоятельства происшедшего и... быстро поняли, что они перестарались: настрой британской публики был совсем иным.
Людям было безразлично, гомосексуалистом был Фредди или нет. Они ожидали, что он проживет долгую жизнь. Он записывал хорошую музыку, он был забавен, и этим все было сказано.
Пожалуй, впервые после гибели Джона Леннона смерть рок-звезды потрясла публику так глубоко, новое поколение поклонников — фаны "Queen" — пережили те же чувства, что и поколение Леннона. Не впервые звезда шоу-бизнеса умирала от СПИДа.
Однако впервые именно со смертью Фредди мы вдруг почувствовали, что потеряли близкого человека. Может быть, поэтому многие пересмотрели свое отношение к жертвам этой страшной чумы XX века.
Жизнь Фредди бесспорно дала нашему миру немало. Он записывал хорошую музыку, он был забавен и вкладывал в это свое необъяснимое волшебство.