Чан Кайши родился в 1887 г. в сельской семье, в деревне Сикоу, в одном из беднейших мест Китая – в провинции Чжэцзян, явив собою 28-е поколение рода Цзянов, восходящего к Чжоу-гуну – легендарному правителю, кумиру самого Конфуция.
Настоящие имя и фамилия нашего героя — Цзян Чжунчжэн (официальное, торжественное имя) или Цзян Цзеши (повседневное, обиходное). Что же касается принятого у нас — Чан Кайши, то это искаженная транскрипция его подлинных имени и фамилии. Сам Чан Кайши предпочитал, чтобы его называли Цзян Чжунчжэн.
Мальчик едва не погиб в 3 года, когда попытался измерить глубину глотки засунул себе в горло палочку для еды.
Рано оставшаяся без кормильца (отца Чан Кайши) семья бедствовала. Дошло до того, что власти посадили 12 летнего подростка – хозяина в доме – в тюрьму за неуплату податей вовремя.
В 19 лет наш герой определил для себя свой жизненный путь. Следуя наклонностям своего характера, он решил стать военным и посвятить свою жизнь борьбе за интересы китайской нации. Идея нации и ее величия овладела помыслами Цзяна безраздельно.
Чаще всего великие порывы и свершения имеют прозаическую причину, обыденную или очень приземленную подоплеку.
Так было и в случае молодого юнкера Чан Кайши – деревенский сирота-беднота, вечно голодный школьник и более чем скромно живущий шанхайский студент имел в детстве и юности лишь одну опору для своего самосознания, одну подмогу своему растущему быстрее организма тщеславию, – он, Чан Кайши, ханец, представитель самой массовой, государствообразующей нации в Китае, где 90% населения ханьцы.
А императорский дом тогда был в Китае маньчжурским. Маньчжуры на вершине власти – это было для юнкера-националиста невыносимо.
После Синьхайской революции 1911– 1913 гг. Китай на протяжении ряда десятилетий не мог обрести внутренней устойчивости.
В стране образовалось два политических центра: старый в Пекине, где доминировала бывшая императорская бюрократия в союзе с местными северокитайскими военными правителями провинций, и новый — в Гуанчжоу (Кантоне), где тон задавала коалиция революционных сил во главе с Сунь Ятсеном.
В результате сложных и противоречивых внутренних трансформаций к середине 20-х годов страна так и не обрела единства. Ни одно из двух китайских правительств не контролировало всю территорию государства. Военные правители провинций могли действовать фактически независимо от любого из них.
В 1924 г. в Гуанчжоу прошел первый съезд созданной Сунь Ятсеном партии гоминьдан (Национальная партия), в ряды которой по рекомендации Коминтерна на правах коллективного членства вступили китайские коммунисты.
В организации революционных сил активно принимали участие направленные в Китай Коминтерном советские инструкторы. Особое внимание уделялось формированию революционных вооруженных сил.
Их вскоре возглавил Чан Кайши, один из близких соратников Сунь Ятсена, который после смерти последнего в 1925 г. стал одним из виднейших деятелей гоминьдана и кантонского правительства.
Весной 1925 г. в Китае поднялась волна буржуазной национальной революции, направленной против господства иностранных держав и власти региональных военных клик.
В июле 1926 г. вооруженные силы гоминьдана под командованием Чан Кайши и при участии командированного Коминтерном в Китай известного советского военачальника В.К. Блюхера предприняли из Гуанчжоу, так называемый северный поход на Пекин.
В июне 1928 г. Пекин был взят гоминдановскими войсками, однако победители не стали обосновываться на севере, и официальной столицей страны стал Нанкин.
Теперь гоминдановское правительство в Нанкине было признано великими державами в качестве законного и общекитайского.
Однако Цзян Чжунчжэн стремился иметь во главе страны не только одно центральное правительство, но и одну политическую партию. Компартию Китая он считал временным и навязанным ему обстоятельствами союзником.
Он видел в ней марионетку Москвы. Советскую Россию и КПК Цзян Чжунчжэн считал двумя силами, которые хотели навязать Китаю иностранное господство.
В 1927 году он осуществил прямое вооруженное выступление против КПК, считая, что она хочет расколоть Гоминьдан и в конечном счете захватить власть в стране. Одновременно правительство Цзян Чжунчжэна разорвало дипломатические отношения с СССР.
В 1928 году Цзян Чжунчжэну удалось завершить объединение страны, и конец этого года стал для него триумфом.
Когда же в 1931 году Япония начала открытую интервенцию с целью захвата Маньчжурии, Цзян Чжунчжэн оказался одновременно перед тремя противниками: внешней японской агрессией, выступлениями против центрального правительства местных органов власти и активной вооруженной борьбой КПК за власть в стране.
И вот тогда СССР и Китайская Республика в декабре 1932 года восстановили дипломатические отношения.
12 декабря 1936 г. в Сиани Чан Кайши был арестован своими же соратниками, генералами и офицерами – они потребовали от него срочно заключить военный союз с коммунистами и с СССР, чтобы быстрее разбить японскую армию. Чан Кайши отказался.
Арестовавшие Цзян Чжунчжэна генералы находились под влиянием Мао Цзэдуна. И теперь его жизни угрожала реальная опасность.
Однако, Сталин оказав давление на Мао Цзэдуна, и не допустил убийства Цзян Чжунчжэна. Вскоре он был освобожден и возвратился в столицу страны Нанкин, после чего согласился создать вместе с КПК единый фронт борьбы против японских захватчиков.
1945 год — это год победы над Японией и, пожалуй, самого большого триумфа Цзян Чжунчжэна как военного и государственного руководителя нации.
В середине 1946 года началась полномасштабная гражданская, или внутренняя, война в Китае между Гоминьданом и КПК.
В начале 1947 года Цзян Чжунчжэн добился успехов в этой войне. Однако в середине того же года вооруженные силы КПК перешли в наступление.
Уже к 49-му году стало ясно: Китай будет маоцзэдуновским. Но Чан Кайши не эмигрировал. Не бросил на произвол госбезопасности Мао своих соратников и последователей, убежденных демократов.
Он забрал их с собой на Тайвань. Сегодня Тайвань превратился в один из самых индустриально развитых регионов с демократической политической системой.
О нем говорили, что он по убеждениям – государственник, республиканец, по образу действий – революционер. По натуре – настойчив, прямолинеен, жесток, хитер, коварен, недоверчив, изворотлив, импульсивен, горд, обидчив.
Талантливый политик. Блестящий военачальник. Он не позволил Китаю распасться после революции на мелкие феодальные деспотии. Он заставил все государства планеты изменить свое отношение к Китаю, расторгнул несправедливые и грабительские договоры с ними и заключил новые, справедливые и равноправные.
Он превратил свою Родину из объекта в субъект международного права, стал одним из учредителей ООН и сделал Китай постоянным членом Совета Безопасности – самого властительного органа этого "всемирного правительства".
Генералиссимус Чан скончался (из-за сердечной недостаточности) 05 апреля 1975 г. на Тайване, где прожил последние 26 лет своей жизни.
Чан Кайши был женат четырежды. От первой жены — Мао Фумэй (по иронии судьбы она оказалась однофамилицей его непримиримого в будущем противника — Мао Цзэдуна) у Чан Кайши родился сын Цзян Цзинго (27.04.1910 — 13.01.1988).
Тот самый Цзян Цзинго, который в 1925 вступил в партию Гоминьдан и поехал на учебу в Советский Союз, где прожил двенадцать лет в Свердловске и многим теперь известен под русским именем Коля Елизаров.
Сама Мао Фумэй погибла 12 декабря 1939 г. во время бомбежки японской авиацией и города Сикоу.
Находясь в СССР, сын Чан Кайши в 1935 г. женился на белорусской девушке Фаине Вахревой (ее китайское имя Цзян Фанлян), родившей ему по возвращении в 1937 г. в Китай трех сыновей — Цзян Сяовэня, Цзян Сяоу и Цзян Сяоюна.
Вторая супруга Чан Кайши — Яо Чжичэн родила ему 6 октября 1916 г. второго сына — Цзян Вэйго — в последние годы жизни — генерала в отставке — директора Института стратегических исследований Тайваня, побывавшего, кстати, в 1993 г. в России.
Существует и иная версия появления Цзян Вэйго в семье будущего генералиссимуса, а именно: Цзян Вэйго родился от брака Дай Цзитао (Дай Юсянь) с японской женщиной и был усыновлен второй женой Чан Кайши.
Третья жена Чан Кайши — Чэнь Цзежу не оставила заметного следа в биографии
своего известного супруга, а вот четвертая и последняя — Сун Мэйлин, которой ныне уже исполнилось сто три года (в настоящее время проживает в США), сыграла весьма заметную роль не только в жизни самого Чана, но и в истории Китая.
От двух последних браков у Чан Кайши детей не было.