Герберт Маркузе - немецко-американский философ и социолог, один из основателей Франкфуртского института социальных исследований.
Родился 19 июля 1898 года и учился в Германии, с 1917 года - социал-демократ; после убийства Р. Люксембург и К. Либкнехта вышел из партии.
В 1919-22 годах в Берлине и Фрайбурге изучал философию. Ученик Хайдеггера.
С приходом к власти нацистов, в 1933 году по понятным причинам (был евреем) эмигрировал в Швейцарию.
В 1934 году перебрался в США.
В годы Второй мировой войны руководил отделом Американской стратегической разведки, занимавшейся разработкой психотропной войны против "третьего рейха".
После 1945 года Маркузе работает в Германии экспертом по "денацификации", разрабатывая методики определения - можно ли того или иного человека считать нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры, или же нацистом, ставшим таковым по принципу: "все вступали и я вступил".
Параллельно Маркузе активно изучает советскую пропагандистскую и идеологическую литературу, позднее обобщив свои впечатления в книге "Советский марксизм".
Столь плотный контакт с фашизмом и коммунизмом одновременно ни для кого не проходит без последствий, и Маркузе в этом отношении не стал исключением.
После того, как "денацификация" в Германии начинает сворачиваться, он уходит из внешней разведки и какое-то время сотрудничает с Русским институтом при Колумбийском университете и Русским центром при Гарвардском университете в качестве эксперта по "советскому марксизму".
С начала 50-х полностью посвящает себя научно-преподавательской деятельности.
Считая себя "недогматичным сторонником" К. Маркса, Маркузе направляет свою критику не только против советского общества, но, в такой же мере, и против западного, считая их двумя сторонами одной медали.
Попутно он начисто отрицает важнейший тезис ортодоксального марксизма о пролетариате, как единственной силе, способной разрушить капитализм.
По мнению Маркузе, современное общество потребления развратило всех, в том числе и пролетариат.
В своей знаменитой книге "Одномерный человек" у Маркузе нет героев, а есть одни только жертвы, которых и обвинять-то, собственно, нельзя - все без исключения зомбированы, запрограммированы, никто не действует по собственной воле.
Маркузе утверждает, что в условиях капитализма человек "одномерен", поскольку им целенаправленно манипулируют. Общество хотя и стало по сути бесклассовым, но оно все так же далеко от идеала К. Маркса - коммунизма.
Вместо коммунизма или его подобия получилось некое "одномерное общество" - Неототалитарная Система, существующая за счет гипноза населения средствами массовой информации, которые внедряют в каждое индивидуальное сознание "ложные потребности" и тем самым порождают "культ потребления".
Но если пролетариат больше не является "передовым классом", считал Маркузе, и, соответственно, не способен к радикальным действиям, значит его революционная роль автоматически должна перейти к так называемым "аутсайдерам", которые, в отличие от изжившего себя пролетариата, не интегрированы в существующую социальную структуру - это безработные, деклассированные элементы, разочаровавшаяся в идеалах и ценностях своих отцов молодежь, всякого рода маргиналы, народы стран "третьего мира" и т. д.
Их естественными союзниками являются представители авангардного искусства - "контркультура" (как следующий этап советского "пролеткульта"), которые должны избавлять людей от "репрессивной буржуазной культуры".
При этом единственное, что все они сообща могут противопоставить Системе - это "Великий Отказ", то есть иррациональное и тотальное неприятие существующей действительности, какой бы внешне привлекательной она ни была...
Именно эта теория наряду с концепцией допустимости применения насилия против общества, подавляющего с помощью "репрессивной терпимости" любую оппозицию, более всего способствовала превращению имени Г. Маркузе в символ движения новых левых, для которых авторитет их "крестного отца" был столь же высок, как и авторитет К.Маркса.
Говорят, французская молодежь в свое время даже выходила на улицы с плакатами, на которых были начертаны три буквы "М", что означало "Маркс - Маркузе - Мао"...
Главный вывод, который сделал Маркузе, сводится примерно к следующему - чтобы разжечь новую революцию, нужно идти в самый низ, на дно общества, к маргиналам, вплоть до уголовных преступников, наркоманов, бомжей, не забывая при этом про зеленую молодежь, испытывающую ломку переходного возраста.
"Третий мир" для этих целей также более, чем хорош, особенно в виде многочисленной бесправной иммиграции в богатые страны...
И вот, что еще очень важно, современная революция по Маркузе не сводится к достижению тех или иных позитивных социальных целей.
Новая революция - это Великий Отказ, сочетающий в себе тотальный нигилизм с предельным антиобщественным поведением...
Полный бред? Как сказать...
Брагодаря энтузиазму Маркузе полвека назад почти всю Западную Европу и Северную Америку охватили молодежные беспорядки и массовые забастовки ультралевых, которые и вправду чуть было не привели к настоящей революции...
А потом вдруг, как по мановению волшебной палочки, "революционный тайфун" почему-то внезапно стих, бесследно растворившись в пространстве. Как будто его и не было...
Некоторые аналитики называют такое чудесное природное явление "полицейским социализмом" - когда некая неведомая сила использует талантливых провокаторов для организации всякого рода "революционных движений", чтобы потом ими надежно управлять и в нужный момент использовать в своих целях.