Пятница, 26.04.2024, 02:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Майя Плисецкая | Регистрация | Вход
Уникальные сборники смс-сообщений с функцией анонимной отправки
«Joke-BOX»:
смс приколы и розыгрыши!
[Скачать]
«Love-BOX»:
признания в любви по смс...
[Скачать]
«Sex-BOX»:
смс шутки ниже пояса :)
[Скачать]
«Happy-BOX»:
оригинальные смс поздравления!
[Скачать]
Меню сайта
Темы сайта
Карта сайта
Форма входа
Поиск
Статистика сайта


Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Все обо всем - лучший путеводитель в сети Интернет
Все обо всем > Знаменитости > Искусство

Майя Плисецкая

Плисецкая Майя Михайловна — Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.

Родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Отец – Плисецкий Михаил Эммануилович (1901–1938), генеральный консул на Шпицбергене, руководящий работник "Плисецкая Арктикугля Плисецкая", репрессирован и расстрелян. Мать – Мессерер-Плисецкая Рахиль Михайловна (1902–1993), актриса немого кино.

Супруг – Щедрин Родион Константинович (1932 г. рожд.), композитор, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий.

Природа наградила Плисецкую уникальными данными: большим шагом, высоким прыжком, великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке. Ее талант был замечен, когда она еще училась в балетной школе.

Однако ей пришлось выдерживать ожесточенные бои, отстаивая право своего таланта на самоопределение. После того, как президент Франции Франсуа Миттеран вручил ей орден Почетного легиона, один из советских чиновников выразил свое недоумение: "Я думал, что этот орден дают только борцам Сопротивления".

Плисецкая, всегда славившаяся находчивостью и умением афористично излагать свои мысли, ответила: "А я всю жизнь и сопротивляюсь". Падение социалистического строя в одной отдельно взятой стране Плисецкая переживала, как собственное торжество.

К тому времени она, словно личного врага, ненавидела советскую власть, которая, с одной стороны, воздавала ей почести, а с другой, тиранила – годами не выпускала за границу, шпионила и пыталась ей помешать танцевать то, что хотелось.

Впрочем, власть действительно была личным врагом. Самый страшный удар она нанесла Майе Плисецкой, когда та была еще ребенком. В 37-м году был арестован отец, чья преданность коммунистическим идеалам не составляла секрета и для его юной дочери. Михаил Плисецкий исчез навсегда.

А через год была арестована и мать, отправленная в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном, лишившимся отца за два месяца до своего рождения. Над Майей и другим ее братом, тоже моложе ее, но уже вышедшим из младенческого возраста, нависла вполне реальная угроза попасть в детский дом. Воспрепятствовали тетка и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер.

Они разобрали детей по своим домам и сумели добиться смягчения участи для своей сестры Рахили. Она была выслана в Казахстан, в Чимкент. Вернуться в Москву ей удалось лишь в 41-м году, за два месяца до начала войны.

В 1932 году Михаил Плисецкий получил назначение на Шпицберген. Там Майя Плисецкая училась в школе, лихо каталась на лыжах, впервые — и с успехом — выступила на сцене в самодеятельном представлении оперы А.С. Даргомыжского "Русалка".

В июне 1934-го, когда Плисецкие вернулись домой на время отпуска отца, Майя поступила в Московское хореографическое училище. И уже в первом классе обратила на себя внимание будущего замечательного хореографа Леонида Якобсона, с которым она не раз встретится в работе в зрелые годы и талантом которого не устанет восхищаться всю жизнь.

Номер, поставленный Л.В. Якобсоном для воспитанников училища, назывался "Конференция по разоружению". Каждый участник изображал главу того или иного государства. Плисецкой досталась роль трусливого гоминдановца Чан Кай-ши…

Она хорошо помнит дату своего первого настоящего успеха: 21 июня 1941 года. Ей оставалось до выпуска еще два года, но в числе лучших учащихся старших классов она принимала участие в выпускном концерте училища, впервые проходившем на сцене филиала Большого театра (ныне театр "Московская оперетта").

С двумя партнерами танцевала номер "Экспромт" на музыку П.И. Чайковского, поставленный опять-таки Леонидом Якобсоном. На следующий день началась Великая Отечественная война.

Получив ошибочную информацию о том, что Большой театр будет эвакуирован в Свердловск (ныне Екатеринбург), Рахиль Мессерер-Плисецкая уехала с детьми в этот город. Но ни театр, ни училище в Свердловск эвакуированы не были. В течение года Майя Плисецкая не имела возможности заниматься балетом.

В Москву, не имея специального пропуска, она пробиралась тайком. И сразу же по приезде возобновила занятия. К тому времени, когда надо было сдавать выпускной экзамен, она уже выступала на сцене филиала в нескольких сольных партиях. Экзамен был сдан на "отлично". И 1 апреля 1943 года Плисецкую приняли в труппу Большого театра.

Несмотря на уже начавшую складываться карьеру солистки, зачислили ее в кордебалет. Недостаток танцев Плисецкая компенсировала выступлениями в "сборных" концертах.

Именно тогда на московских сценах появился ее "Умирающий лебедь" – номер, который она будет танцевать всю жизнь и сделает "своим" в той же степени, что и первая исполнительница знаменитой миниатюры М.М. Фокина на музыку К. Сен-Санса легендарная Анна Павлова.

В училище Плисецкая последовательно занималась у педагогов Е.И. Долинской, Е.П. Гердт, М.М. Леонтьевой. Она по-разному оценивает их вклад в свое профессиональное становление. А лучшим, непревзойденным педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре.

В августе 1943 года А.Я. Ваганова была назначена консультантом Большого театра по вопросам балета, но довольно скоро была вынуждена оставить этот пост.

В апреле 1944-го последовало назначение нового художественного руководителя балетной труппы: в Большой театр пришел Леонид Лавровский. Его отношения с Вагановой, решительно не складывавшиеся в Ленинграде, никак не могли обещать плодотворного сотрудничества и в Москве.

На память о занятиях с А.Я. Вагановой Плисецкой остались две великолепно отрепетированные небольшие сольные партии и некоторые штрихи, найденные для роли Маши в "Щелкунчике" П.И. Чайковского (балетм. В.И. Вайнонен).

Машу, свою первую главную партию, она станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре: вводилась быстро, все исполнительницы этой роли заболели, и нужно было срочно найти замену.

Постепенно Плисецкой стали давать интересный для нее репертуар. Вскоре после того, как она исполнила партию одной из двух вилис в "Жизели" (1944 год, постановка Л.М. Лавровского, в основе хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М.И. Петипа), Лавровский поручил ей и роль Мирты, причем ставил танцевать только в те спектакли, в которых заглавную партию танцевала Г.С. Уланова.

Она стала первой исполнительницей партии феи Осени в "Золушке" С.С. Прокофьева (1945 год, балетм. Р.В. Захаров). Исполнила заглавную роль в балете "Раймонда" А.К. Глазунова (1945 год, хореография Л.М. Лавровского с фрагментами М.И. Петипа и А.А. Горского), и это ее выступление как нельзя лучше дало понять, что в театре появилась новая претендентка на звание прима-балерины.

27 апреля 1947 года Майя Плисецкая впервые танцевала партию Одетты-Одиллии в "Лебедином озере" (балетм. Е.И. Долинская — восстановление 1-3 актов по А.А. Горскому и Л.И. Иванову, новая постановка 4-го акта А.М. Мессерера).

Успех в "Лебедином озере" был огромным всегда – с первого выступления до последнего (1977). В этом балете ее видели все главы иностранных государств, наносившие официальные и дружественные визиты в СССР.

В октябре 1956 года основная часть балетной труппы отправилась в Англию на первые в истории Большого театра крупномасштабные зарубежные гастроли. Плисецкой ехать не разрешили. Оставшись в Москве, она выразила протест своим танцем, показав максимум того, на что была способна.

В стране вот-вот должна была начаться хрущевская "оттепель", а перед Плисецкой словно опустился ее личный железный занавес: на шесть лет она стала "невыездной". В конце концов дело дошло до открытой слежки: куда бы она ни направлялась, за ней следовала машина с гэбистами, а ночью дежурила под ее окнами. Как потом стало известно, председатель КГБ И.А. Серов объявил ее английской шпионкой.

В 1948 году Плисецкая исполнила роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане" Б.В. Асафьева (балетм. Р.В. Захаров). В этом спектакле наглядно проявилось еще одно свойство ее редкостного природного дара – способность в прыжке на несколько мгновений задержаться в воздухе (так называемый баллон).

22 декабря 1949 года она принимала участие в концерте, состоявшемся в Георгиевском зале Кремля по случаю празднования 70-летнего юбилея Сталина. Задача была не из легких: до блеска натертый паркет к танцам не располагал, а оправдывать оказанную высокую честь надо было высокими прыжками.

В 1950 году, станцевав к тому времени уже несколько сольных партий в балете "Дон Кихот" Л.Ф. Минкуса (постановка Р.В. Захарова по А. А.Горскому), в том числе Уличную танцовщицу, выученную специально к сталинским торжествам, она впервые исполнила партию Китри.

Бесспорными удачами стали пришедшиеся также на 1950 год выступления в оперных спектаклях: в партии Персидки в "Хованщине" М.П. Мусоргского (танцы ставил С.Г. Корень с учетом того, что главную персидку будет танцевать именно Плисецкая) и в партии Вакханки в "Фаусте" Ш. Гуно ("Вальпургиева ночь" в постановке Л.М. Лавровского).

В 1951 году отмечалось 175-летие со дня основания Большого театра. Как и положено в таких случаях, артистам щедро раздавали звания. Майя Плисецкая стала заслуженной артисткой РСФСР.

В 1954 году в Большом театре прошла премьера балета "Сказ о каменном цветке" С.С. Прокофьева в постановке Л.М. Лавровского — Плисецкая исполнила партию Хозяйки Медной горы. Эту же роль она исполняла и в другой версии балета (московская премьера "Каменного цветка" Ю.Н. Григоровича состоялась в 1959-м).

В 1955-м Л.В. Якобсон поставил на сцене филиала Большого театра балет "Шурале" Ф.З. Яруллина. Плисецкой, занятой в партии Сюимбике, пришлось вновь, только уже совсем на ином пластическом материале, продемонстрировать свое умение превращаться из девушки в птицу.

В 1956 году в репертуаре Большого театра появился балет "Лауренсия" А.А. Крейна (на сюжет пьесы Лопе де Вега "Овечий источник"). Плисецкая полюбила Испанию еще до того, как побывала в этой стране, — благодаря испанскому танцу, который ей очень нравился с детства.

В 1956 году Майя Плисецкая поднялась еще на одну ступень иерархической артистической лестницы – ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.

В 1961 году в репертуар Майи Плисецкой вошел балет "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева в постановке Л. М. Лавровского. Зная, что считается, что эта роль не совсем "ее", Плисецкая тем более стремилась себя в ней попробовать. Ей всегда нравилось разрушать стереотипы.

Плисецкой довелось участвовать в трех постановках балета "Спартак" А.И. Хачатуряна, осуществленных на сцене Большого театра.

В 1958 году впервые увидела свет рампы версия И.А. Моисеева – Плисецкая танцевала Эгину.

В 1962-м состоялась премьера балета в постановке Л.В. Якобсона, решившего предложить Плисецкой роль Фригии. На первый взгляд, мало танцевальный, а на самом деле танцевальный насквозь, балет словно оживлял фризы древнегреческих и римских храмов.

В 1971-м году она исполнила роль Эгины в спектакле Ю.Н. Григоровича.

В 1963 году Ю.Н. Григорович (через год он станет главным балетмейстером Большого театра) осуществил постановку балета "Спящая красавица" (новая композиция и редакция по М.И. Петипа). Плисецкая танцевала Аврору – еще одну партию, которую можно причислить к ее выдающимся достижениям. (Впервые она исполнила эту роль в 1952-м.)

В 1960-х годах Большой театр обратился к наследию Михаила Фокина. На сцене Кремлевского дворца съездов (ныне Государственный Кремлевский дворец) были поставлены два его знаменитых балета. В одном из них была занята и Майя Плисецкая — исполняла заглавную партию в "Жар-птице" (1964 год, возобн. С.К. Власова и Н.Р. Симачева).

В 1965-м она стала первой исполнительницей на сцене Большого театра роли Мехменэ Бану в балете "Легенда о любви" А.Д. Меликова, поставленном Ю.Н. Григоровичем.

В 1968-м балетмейстеры Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василев поставили для Плисецкой и ее постоянного партнера тех лет Николая Фадеечева "Прелюдию" на музыку И.-С. Баха.

2 октября 1958 года Майя Плисецкая вышла замуж за Родиона Щедрина. Обоим впоследствии не раз задавали вопрос, как им удается так долго быть вместе. Они всегда отвечали по существу: нам не скучно друг с другом.

На титульном листе партитуры первого же балета Щедрина – "Конька-Горбунка" – стоит посвящение: "Майе Плисецкой". Роль Царь-девицы, добавившая в ее палитру юмористических красок (постановка А.И. Радунского), вошла в ее репертуар 18 сентября 1960 года.

Еще три титульных листа партитур Щедрина открываются посвящением ей: "Анна Каренина" – Майе Плисецкой, неизменно; "Чайка" – Майе Плисецкой, всегда; "Дама с собачкой" – Майе Плисецкой, вечно. Щедрин не только помогал Плисецкой создавать свой театр, но и боролся вместе с ней за ее "место под солнцем".

Вдохновляемый Лилей Брик и Василием Катаняном, которые и познакомили его с будущей женой, он добился в конце концов того, что она стала выезжать за рубеж. С помощью генерала Е.В. Питовранова, на которого "вышел" Щедрин, Плисецкая попала на прием к новому председателю КГБ А.Н. Шелепину, написала по его совету письмо Н.С. Хрущеву и в результате была выпущена на гастроли в США.

Весной 1959 года она разделила судьбу своих счастливых коллег и отправилась в 73-дневное турне по крупнейшим городам Соединенных Штатов. Опубликованная в газете "Нью-Йорк Таймс" рецензия известного критика Джона Мартина на ее первый спектакль в Метрополитен-опера (им, разумеется, стало "Лебединое озеро") заканчивалась благодарностью Хрущеву: "Spasibo Nikita Sergeevitch! "

С Большим театром Майя Плисецкая гастролировала в США еще несколько раз – в 1962 году, в 1966-м и 1968-м. Среди ценителей ее искусства оказалась и семья президента Кеннеди.

Обычно Плисецкая "открывала"театры – так, например, в 1961 году она танцевала в первом спектакле, который Большой театр давал на сцене Кремлевского дворца съездов (снова "Лебединое озеро"), в 1989-м участвовала в концерте, состоявшемся на сцене открывшегося после реставрации старинного театра в испанском городе Мурсия. А в США Плисецкой довелось "закрыть" театр.

9 мая 1966 года в Нью-Йорке по решению городских властей было взорвано старое здание Метрополитен-опера. Накануне оно в последний раз принимало публику. Прощальный концерт был грандиозен. Плисецкая танцевала "Умирающего лебедя". Аккомпанировал ей – исполнял соло на скрипке – сам Исаак Стерн…

В 1987 году ей пытались помешать вылететь из Испании в Нью-Йорк, где на сцене театра Сити центра в числе других именитых гостей она должна была принять участие в гала-концерте, открывавшем 61-й сезон труппы Марты Грэм.

Перестройка уже началась, но спокойно воспринять то, что Плисецкая будет танцевать в одном концерте с "перебежчиками" Рудольфом Нуреевым и Михаилом Барышниковым, власти еще не смогли. "Скажите послу, что я – за перестройку, а он – против", — заявила Плисецкая атташе по культуре посольства СССР в Испании и отправилась в аэропорт.

И 6 октября 1987 года станцевала еще одну свою премьеру – номер "Фимиам", поставленный в 1916 году Рут Сен-Дени, у которой начинала свою карьеру великая Грэм. Впоследствии она исполняла этот номер и в других странах и дважды показала его в Москве.

Впервые Плисецкая побывала в Париже в 1961 году – ее и Николая Фадеечева пригласили в Гранд-Опера исполнить главные партии в "Лебедином озере", незадолго до того поставленном на этой сцене известным советским хореографом В.П. Бурмейстером. По окончании их первого спектакля занавес поднимался 27 раз…

Плисецкая жила в доме Эльзы Триоле и Луи Арагона, с которыми встречалась еще в Москве у сестры Триоле Л.Ю. Брик.

В 1971 году ее пригласили выступить на театральном фестивале в Авиньоне. Когда она исполняла "Лебедя" (на открытой сцене), вдруг хлынул дождь. Зрители в единодушном порыве как раскрыли, так и закрыли свои зонтики, захваченные красотой гармоничного слияния танца и природной стихии. Одним из этих зрителей был Пьер Карден.

По окончании концерта он был представлен Плисецкой, и с тех пор началась их дружба. Карден делал костюмы для ее балетов и неоднократно предоставлял сцену своего театра "Эспас Пьер Карден"», расположенного на окраине Елисейских полей, для ее выступлений и премьер.

В 1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. У нее не было недостатка в спектаклях, и, тем не менее, росло чувство творческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но и что-то новое, причем поставленное специально для нее.

Побывав в конце 1966 года на спектаклях Национального балета Кубы, приезжавшего на гастроли в Москву, она загорелась идеей пригласить на постановку балета "Кармен", о котором давно мечтала, кубинского хореографа Альберто Алонсо.

20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана "Кармен-сюита". Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Ж. Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки – за двадцать дней.

В премьерный состав (и долгое время единственный) помимо Майи Плисецкой входили Н.Б. Фадеечев (Хозе), С.Н. Радченко (Тореро), Н.Д. Касаткина (Рок), А.А. Лавренюк (Коррехидор). Дирижировал Г.Н. Рождественский.

Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьере прохладно. Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Д.Д. Шостакович, о чем он сообщил в Министерство культуры.

Создатели "Кармен-сюиты", слишком непривычной, эротичной, (очевидно, подразумевалось, что и политически не вполне благонадежной) нуждались в поддержке, поскольку сразу же попали в опалу.

В "Кармен" она впервые ступила на полную ступню. Не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи.

Хотя спектакль и не разрешили показать на "Экспо"- 67 в Канаде (в культурную программу выставки входили гастроли балетной труппы Большого театра), он все-таки запрещен не был. Раз от разу "Кармен" набирала успех и, в конце концов, стала выезжать и на гастроли.

Самым дорогим для Плисецкой было признание испанской публики. Балет был экранизирован в кино (кинофильм "Балерина", 1969) и на телевидении (1978).

В 1971 году, уже будучи автором музыки к кинофильму "Анна Каренина"», в котором Майя Плисецкая блистательно дебютировала как драматическая актриса в роли княгини Бетси Тверской, Родион Щедрин пишет по роману Л.Н. Толстого балет.

10 июня 1972 года на сцене Большого театра состоялась его премьера. Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа (вместе с ней над постановкой работали балетмейстеры Н.И. Рыженко и В.В. Смирнов-Голованов).

В роли Вронского выступил М.Э. Лиепа, в роли Каренина – Н.Б. Фадеечев. Дирижировал Ю.И. Симонов. Художником-постановщиком этого спектакля был В.Я. Левенталь, с которым Плисецкая будет сотрудничать, работая и над своими балетами по произведениям А.П. Чехова.

Имя Пьера Кардена, создавшего костюмы для Анны, в афише указать не разрешили. Да и сам балет, как и "Кармен", показавшийся чрезмерно эротичным, едва не был запрещен.

В 1976 году этот балет был показан на гастролях Большого театра в Австралии.

В 1988-м она выступила в нем с артистами Большого театра на фестивале музыки Щедрина в Бостоне.

27 мая 1980 года на сцене Большого театра прошла премьера балета "Чайка" Р. Щедрина в постановке Майи Плисецкой (ассистент Б.И. Мягков). Дирижировал А.Н. Лазарев.

"Чайка" с участием Плисецкой затем была поставлена в театре "Пергола" во Флоренции (1983) и в Муниципальном театре в Гетеборге (1985). С артистами Большого театра она показала ее на гастролях в Испании.

Щедрин решил, что "Дама с собачкой" — прекрасный сюжет для небольшого балета, и начал писать музыку. Хореографический текст Майя Плисецкая вновь сочиняла в содружестве с Б.И. Мягковым. Премьера в Большом театре состоялась

20 ноября 1985 года, в день рождения Майи Плисецкой. Дирижировал А.Н. Лазарев. Плисецкая танцевала Анну Сергеевну, роль Гурова исполнил Б.Г. Ефимов. Кажется, еще больше, чем триумфальному успеху премьеры, Плисецкая радовалась тому, что отмечает 60-летие, не сидя в директорской ложе и слушая торжественные речи, а танцуя, демонстрируя публике новый спектакль.

А в другом отделении была еще и "Кармен-сюита". "Дама с собачкой", также как и "Чайка", была показана на гастролях в Испании.

Верная себе, Плисецкая приготовила для парижской публики еще одну премьеру – во втором отделении ее вечера шел номер "Королева преисподней" на музыку Ф. Гласса в постановке индийского хореографа Астада Дебу, который она репетировала уже непосредственно в Париже.

Осенью 1972 года, очень хотевший поставить балет с ее участием, к Плисецкой, которую держал в Москве текущий репертуар, приехал Ролан Пети.

Знаменитый дуэт "Больная роза", навеянный стихотворением английского поэта У. Блейка (на музыку "Адажиетто" из 5-й симфонии Г. Малера), Майя Плисецкая и ее партнер Руди Бриан, приехавший в Москву вместе с Р. Пети, освоили за несколько дней.

В январе 1973 года труппа Ролана Пети впервые выступала в Париже. На сцене огромного Дворца спорта была показана и "Больная роза" с участием Плисецкой, что подхлестнуло интерес парижской публики к гастролям марсельцев.

Балет (оформление и костюмы Ива Сен-Лорана) состоял из трех частей – Плисецкая танцевала в центральной, давшей название всей постановке, и заключительной части, называвшейся "Освобожденная любовь".

13 июня 1973 года центральный дуэт (русский вариант названия — "Гибель розы") был показан на сцене Большого театра. Плисецкая неоднократно включала его в гастрольные программы. После Бриана этот номер с ней исполняли А.Б. Годунов, В.П. Ковтун, Б.Г. Ефимов, А.В. Бердышев.

В 1979 году Р. Пети предложил Майе Плисецкой принять участие в съемках для французского телевидения его балета "Пруст, или Перебои сердца" (музыка сборная). Плисецкая (ее танец "сопровождала" запись голоса Сары Бернар) практически сымпровизировала роль герцогини Германтской.

В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра А.Ю. Богатырев снялись для телевидения в номере "Ноктюрн" на музыку Ф. Шопена (из балета "В ночи" выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса).

Балет Мориса Бежара "Болеро" на музыку М. Равеля (1960 год, одна из первых постановок великого французского хореографа, осуществленных им в Бельгии для его знаменитой, ныне прекратившей существование труппы Балет ХХ века) Майя Плисецкая числит среди вершинных достижений хореографического искусства ушедшего столетия.

Плисецкая написала М. Бежару о своем желании танцевать этот балет, и уже через год, в 1975-м, ей удалось выступить в нем: ее пригласили в Брюссель, в Театр де ла Монне, участвовать в съемках "Болеро" для телевидения. Перед съемками было еще четыре спектакля, и один из них пришелся на 50-летие балерины.

В 1976 году Бежар поставил для нее на сборную музыку сольный балет "Айседора" (дети, которые в нем участвовали, всякий раз набирались из балетных школ тех городов, куда приезжала на гастроли Плисецкая).

Премьера состоялась в Монако, недалеко от Ниццы, где задушенная собственной шалью, обмотавшейся вокруг колеса автомобиля, в котором она сидела, погибла героиня этого балета Айседора Дункан.

Московская премьера прошла в 1978 году в рамках гастролей труппы Балет ХХ века на сцене Большого театра.

Вскоре после этих гастролей Майя Плисецкая отмечала 35-летие своей творческой деятельности. В программу юбилейного вечера, состоявшегося в Большом театре 23 мая 1978 года, наряду со вторым актом "Лебединого озера" были включены и балеты "Айседора" и "Болеро".

В 1976 году на гастролях в Австралии она уже исполняла этот балет вместе с танцовщиками Большого театра, выучившими "аккомпанемент" главной балеринской партии по просьбе австралийского импресарио, но разрешения у дирекции театра не спрашивала.

В 1979 году в Париже на сцене Дворца конгрессов состоялась премьера балета "Леда" (на старинную японскую музыку), поставленного М. Бежаром для Майи Плисецкой и ведущего солиста его брюссельской труппы, великого танцовщика Хорхе Донна.

Балет был показан во многих странах. Но станцевать "Леду" на родине Майе Плисецкой так и не удалось.

В балете "Федра" Ж. Орика, впервые поставленном Сержем Лифарем в 1950 году, Майя Плисецкая танцевала с балетной труппой театра города Нанси (Франция) – в 1984 году в самом Нанси, в 1985-м — в Париже на сцене театра "Одеон" и в 1986-м в Москве на сцене театра Оперетты.

В 1985 году она выступила в "Федре" с балетной труппой Римской оперы. Античная чистота и экспрессия линий ее танца в сочетании с подлинно трагической наполненностью исполнения заставляли театралов сожалеть о не воплощенных в балете древнегреческих трагедиях, в которых могла бы выступить Майя Плисецкая.

В 1983 году – неожиданный поворот судьбы: ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Бывая в Риме наездами, она занимала этот пост в течение полутора лет. За это время осуществила постановку "Раймонды" для открытой сцены в Термах Каракаллы, показала на сцене Римской оперы свою "Айседору", организовала возобновление "Федры" и нескольких других балетов.

С конца 1987 по 1990 год Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу "Театро лирико насиональ". Для этой труппы она, в частности, возобновила балет "Тщетная предосторожность" П. Гертеля (по А.А. Горскому), ввела в ее репертуар "Кармен-сюиту" и сама танцевала в этом балете.

По инициативе Монтсеррат Кабалье приняла участие в постановке ранней оперы-балета Дж. Пуччини "Вилисы", показанной на фестивале искусств в Переладе. Впервые исполнила "Умирающего лебедя" под запись человеческого голоса — аккомпанемент для нее "напела" М. Кабалье.

И выступила в заглавной партии балета "Мария Стюарт" (на музыку Э. де Диего), поставленном специально для нее художественным руководителем труппы фламенко Хосе Гранеро (1988). Впервые ступив на всю ступню в "Кармен-сюите", Плисецкая на сей раз танцевала, и вовсе отказавшись от пуантов (ее героиня была обута в сандалии), — и произошло это именно в Испании.

С "Театро лирико насиональ" Плисецкая объездила всю страну и неоднократно гастролировала за ее пределами. Классический балет не получил в Испании широкого распространения. Деятельность Плисецкой тем более была на виду, и она заслужила самое доброе расположении королевы Софии.

Эксперимент, противоположный тому, что проделал Х. Гранеро в "Марии Стюарт", совершил в своем балете "Арена для петушиного боя" аргентинский хореограф Хулио Лопес (премьера состоялась в 1990 году в Буэнос-Айресе на сцене театра "Колон").

В балете, проникнутом духом аргентинского танго (музыку к нему написал А. Пьяццолла), Майе Плисецкой – единственной из всех артисток, занятых в постановке, — пришлось танцевать на пальцах.

В 1990 году, находясь с Р. Щедриным в Чикаго, где состоялась мировая премьера его нового сочинения, Плисецкая экспромтом исполнила с чикагской балетной труппой балет "By Django" (на музыку певца и гитариста Джанго Рейбардта, звезды джаза 1930-50-х годов), поставленный хореографом Гордоном Шмидтом.

4 января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большом театре — "Даму с собачкой". Давние разногласия с художественным руководством балетной труппы привели к тому, что она ушла из Большого театра.

К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этом городе.

В 1992 году Плисецкая выступила инициатором создания нового балета, идею которого подсказал Пьер Карден.

Премьера "Безумной из Шайо" на музыку Р. Щедрина (в основе либретто – одноименная пьеса известного французского драматурга Ж. Жироду) в постановке французского хореографа румынского происхождения Джиджи Качуляну и с участием артистов возглавляемого им Реннского хореографического центра состоялась на сцене театра "Эспас Пьер Карден" 5 декабря 1992 года.

В начале 1993 года был показан в Японии. А 1 и 2 апреля 1993 года – на родной сцене партнеров Плисецкой в этом спектакле, в Ренне (город в исторической провинции Франции Бретань).

Таким образом, и 50-летие своей творческой деятельности – случай в балете беспрецедентный – Плисецкая тоже отметила премьерой. На память о реннских выступлениях мэр города вручил ей медаль, на которой было выгравировано "Майе Плисецкой".

Творческая деятельность преодолела и 50-летний рубеж. В Москве столь знаменательный для Большого театра юбилей был отмечен с полугодовым опозданием – 10 октября 1993 года. Репетиции юбилейного вечера пришлись на пик противостояния парламента и президента страны Б.Н. Ельцина.

Майя Плисецкая танцевала "Умирающего лебедя" (на сей раз соло на виолончели исполнял их с Щедриным давний друг Мстислав Ростропович), "Айседору", а в качестве главного сюрприза публика получила московскую премьеру балета "Безумная из Шайо".

Чрезвычайно насыщенным был для Плисецкой 1994 год. В 1994-м она стала президентом только что основанной Г.Л. Тарандой труппы Имперский Русский балет. С этим коллективом Плисецкая повторила гастрольные маршруты, проложенные в молодые годы: объездила многие города России и ближнего зарубежья, неизменно попадая в центр внимания властей всех рангов и встречая самый горячий прием у публики.

А также принимала участие в гала-концертах, которые Гедиминас Таранда организовывал в ее честь в разных странах мира. Довелось выступить и там, где ранее еще не приходилось, — в Уругвае, например.

В 1994 году московское издательство "Новости" выпустило в свет книгу " Я, Майя Плисецкая…". Она сразу стала бестселлером.

Выдержала несколько изданий в России и была переведена на 11 языков – немецкий, французский, японский, чешский, польский, литовский, эстонский, сербский, сербскохорватский, английский и финский.

Во Франции она вышла в 1995 году в крупнейшем издательстве "Галлимар" (в переводе известного переводчика русской литературы Лили Дени). В США ее издал Йельский университет (в переводе Нины Буи).

Презентация в Нью-Йорке состоялась в знаменитом ресторане "Русский самовар" через неделю после того, как в результате теракта исчезли с лица земли небоскребы Всемирного торгового центра.

В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся 1 Международный балетный конкурс "Майя", оргкомитет которого возглавил мэр города А.А. Собчак. Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.

Первый конкурс прошел под знаком "Кармен-сюиты". Второй (декабрь 1996 г.) – под знаком "Анны Карениной". Третий (август 1998 г.) – "Конька-Горбунка". Гала-концерты лауреатов конкурсов "Майя" проходили на сценах Мариинского и Большого театров, "Московской оперетты" и "Эспас Пьер Карден".

18 мая 1997 года, желая привлечь к конкурсу внимание потенциальных спонсоров, его учредитель провел благотворительный бал в Екатерининском дворце Царского села, вылившийся в еще одно чествование Майи Плисецкой.

11 октября 1995 года на сцене парижского Национального театра Шайо в рамках гастролей швейцарской труппы "Бежар балле Лозанн" состоялась премьера балета "Курозука" (на традиционную японскую музыку в аранжировке современного композитора Т. Маюдзуми), поставленного Морисом Бежаром для Майи Плисецкой и звезды Гранд-Опера Патрика Дюпона.

Балет "Курозука" — подарок Бежара к ее 70-летию — был также показан в Москве на юбилейном вечере, состоявшемся в Большом театре 28 ноября 1995 года. В этот вечер Плисецкая танцевала трижды (кроме "Курозуки", были еще "Умирающий лебедь" и "Айседора") и выходила на сцену в окружении прочих участников гала-концерта – звезд российского и мирового балета.

В 1996 году на гала-концерте в Японии Майя Плисецкая впервые выступила в балете "Послеполуденный отдых фавна" К. Дебюсси (хореография В.Ф. Нижинского). Ей было очень любопытно на исходе ХХ века прикоснуться к тому, с чего начиналась хореография этого века. Роль Фавна исполнял П. Дюпон. Впоследствии она несколько раз танцевала этот балет с А.О. Ратманским.

1 января 1997 года на традиционном новогоднем концерте в Вене, который проходит в знаменитом концертном зале "Мюзик ферайн", Венский филармонический оркестр под управлением выдающегося итальянского дирижера Риккардо Мути по обыкновению играл музыку династии Штраусов.

7 января 1998 года в Санкт-Петербурге на сцене Большого концертного зала "Октябрьский" состоялся концерт, объединивший выступления лауреатов двух первых конкурсов "Майя" и ретроспективный показ моделей Дома Кардена.

9 и 10 января такие же концерты дважды прошли в Москве на сцене Государственного центрального концертного зала "Россия".

Летом 2000 года в Генуе на Международном фестивале танца Майя Плисецкая вновь встретилась с Морисом Бежаром. Он привез туда свою лозаннскую труппу, она была приглашена на премьеру фильма, снятого о ней французами.

Подчинившись внезапному порыву вдохновения, повелевшего ему свести в одном спектакле двух знаменитых танцовщиц – Майю Плисецкую и итальянскую балерину Карлу Фраччи, также приехавшую на фестиваль, Бежар решил возобновить свой давний балет "Соната для троих" по пьесе Ж.П. Сартра "За запертой дверью" (на музыку Б. Бартока) и сам выступил в этой постановке.

31 августа 2000 года на сцене Токио Кокусай форум состоялась премьера спектакля "Крылья кимоно", соединившего театр Но с классическим балетом (режиссура Хиронори Тересаки, хореография Но Тагао Ватанабэ, хореография, основанная на технике классического балета, Киёко Исии). Музыку написал современный японский композитор Т. Ивасиро.

20 ноября 2000 года в Большом театре отмечался 75-летний юбилей Майи Плисецкой. На этом юбилейном вечере состоялась московская премьера балета "Кармен" в постановке замечательного шведского хореографа Матса Эка – танцевали артисты балетной труппы варшавского Большого театра.

Еще одним гвоздем программы стала собственная премьера Плисецкой – она исполнила номер "Ave Maya" на музыку И.-С. Баха – Ш. Гуно, специально к этому вечеру поставленный для нее М. Бежаром. Снова японские мотивы, переплетенные с лебединой темой, — трехминутный танец, по сути, стал ретроспекцией всей ее жизни.

Этот номер она исполнила и на открытии фестиваля, посвященного 70-летию Родиона Щедрина. Концерт прошел на сцене Большого театра 2 декабря 2002 года.

Майя Плисецкая снималась в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953), кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Анна Каренина" (1975), в кинофильме-опере "Хованщина" (1959), в телеэкранизациях балетов "Болеро" и "Айседора" ("Поэзия танца", 1977), "Чайка" (1982), "Дама с собачкой" (1986).

В 1976 году А.В. Эфрос снял телевизионный фильм "Фантазия" по повести И.С. Тургенева "Вешние воды", в котором Плисецкая сыграла роль Полозовой. Действие "комментировалось" хореографическими дуэтами (балетм. В.Н. Елизарьев).

Также снималась в художественных кинофильмах "Анна Каренина" режиссера А.Г. Зархи (1968), "Чайковский" И.В. Таланкина (1970, в роли певицы Дезире), "Зодиак" И. Вайткуса (1985, в роли музы М. К. Чюрлениса).

О ней сняты документальные кино- и телефильмы, в том числе "Майя Плисецкая" В.А. Катаняна (1964, новая ред. 1981), "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая" Б.Д. Галантера (1987), "Майя" М. Сакагуши (2000, для японского телевидения), "Майя Плисецкая" Д. Делюша (2000, для французского телевидения), "Майя Плисецкая assoluta" Э. Капнист (2002, для французского телевидения).

Творчеству Плисецкой также посвящены книги, среди них "Майя Плисецкая" Н.П. Рославлевой (М., 1968), фотоальбомы с тем же названием (М.,1975; М., 1980, фотографии Л. Т. Жданова; Милан, 1992, фотографии разных авторов – подарочное издание Пьера Кардена).

Она награждена первой премией и золотой медалью на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949), премией имени Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премией (1964), медалью "Про Финляндия" (1968), премией "Виа Кондотти" (1989, Италия), золотой медалью Испании за заслуги в области изящных искусств (1990), премией "Триумф" (2000), премией "Российский Национальный Олимп" (2000) и др.

Является кавалером трех орденов Ленина (1967, 1976, 1985), орденов Франции "За заслуги в литературе и искусстве" (1984, Командор) и Почетного легиона (1986), орденов "За заслуги перед Отечеством" III (1995) и II (2000) степени. Майя Плисецкая – доктор Сорбонны (1985) и почетный профессор Московского государственного университета (1993).

В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете











   Copyright All-abuout-all.ucoz.ru © 2024 Яндекс цитирования