Коста Хетагуров — основоположник осетинской литературы, великий поэт, художник и общественный деятель.
Родился в 1859 году в маленьком ауле Нар, в горах Центрального Кавказа. Отец мальчика, прапорщик Леван Элизбарович Хетагуров, служил помощником командира конной сотни Терской милиции.
Он прекрасно понимал значение образования и после окончания Коста Нарской церковно-приходской школы определил его во Владикавказскую прогимназию.
Далее Коста Хетагуров продолжил учебу в Ставропольской гимназии, Петербургской Академии художеств. Мировоззрение поэта сформировалось под влиянием осетинского фольклора и революционно-демократических традиций русской культуры.
Поэзия Хетагурова была подлинно народной не только по содержанию, но и по форме. Поэт создавал образы народных певцов-сказителей ("Кубады"), перерабатывал мотивы и образы обрядовой поэзии ("На кладбище"), на основе осетинских сказаний и легенд написал поэму "Хетаг".
Сюжеты и образы черпал из народных песен, сказок, пословиц ("Новогодняя ночь", "Колыбельная", "Мать сирот", "В пастухах", "Олень и еж", "Безумный пастух", "Упрек", "Редька и мед").
Творчество поэта на русском языке органически связано с идейно-тематическим содержанием "Осетинской лиры". Его историко-этнографический очерк "Особа" — одно из лучших произведений по этнографии осетин.
В очерке собран богатый фактический материал о быте Осетии, экономике, общественных отношениях и правовых нормах осетинского патриархально-феодального уклада. Читатель находит в нем ту же картину многотрудной, безрадостной жизни труженика-горца, что и в "Осетинской лире".
В стихотворениях, написанных по-русски ("В бурю", "Песнь раба", "На смерть горянки", "Не поможешь ты горю слезами"), в рассказе "Охота за турами", поэмах "Перед судом", "Фатима", "Плачущая скала" поэт развил многие темы, характерные для его поэзии на осетинском языке.
Прежде всего, это тема родины. Самоотверженное служение родине и народу, свободолюбие и гуманизм больше всего ценил Коста и в русских писателях ("Перед памятником", "Памяти М.Ю. Лермонтова", "Памяти А.Н. Плещеева", "Памяти А.С. Грибоедова", "Памяти А.Н. Островского").
Он признает их своими идейными вождями, учится у них "быть готовым на бой за великое, честное дело" против того же "мира рабства, лжи, насилья и гонений", против которого восставали лучшие люди России.
Коста Хетагуров глубоко и всесторонне отразил в своем творчестве исторические судьбы и жизнь осетинского народа, его психологический склад, нравственный и культурный облик, его мечты и устремления.
Он поднял на новую ступень его общественное и художественное сознание и внес неоценимый вклад в мировую культуру.
Коста Хетагуров умер в 1906 году. Тело было перевезено во Владикавказ и положено в ограде церкви Рождества Пресвятой Богородицы.